
Ниже разберём основные причины выхода подшипников из строя, реальные признаки неисправности и профессиональные методы профилактики.
использование неподходящей смазки
избыток или недостаток смазывающего материала
смешивание несовместимых смазок
смазка теряет свойства из-за перегрева или старения
загрязнение смазки водой, пылью, стружкой
повышенное трение
нагрев подшипника
задиры дорожек
ускоренный износ тел качения
подбирать смазку строго под температуру, нагрузку, влажность
соблюдать норму заполнения: 1/3–1/2 объёма подшипника
обновлять смазку по регламенту
использовать чистый инструмент
избегать смешивания разных загустителей (литиевый/кальциевый/полимочевинный)
абразивная пыль
металлическая стружка
песок
вода
волокна и текстиль
повреждение дорожек качения
ускоренный износ тел качения
коррозия
использовать уплотнения (манжеты, защитные кольца)
следить за целостностью кожухов
производить замену смазки при попадании влаги или абразива
обеспечивать чистоту в зоне обслуживания
превышение расчётных нагрузок
неправильное размещение подшипников в конструкции
несоответствие подшипника режиму работы
заклинивание валов, перекосы
микротрещины
повреждение дорожек
сколы и “выкрашивание”
выбирать подшипник с запасом по нагрузке
использовать роликовые подшипники при высоких радиальных нагрузках
регулярно проверять соосность валов
избегать резких стартов/торможений оборудования
ударная посадка через тела качения
применение молотка
повреждение дорожек при установке
перекос подшипника в посадочном месте
чрезмерное натяжение или свободная посадка
микродеформации дорожек
увеличение вибраций
ранний выход подшипника из строя
использовать пресс или нагрев (индукционный нагреватель)
монтировать подшипник через внутреннее кольцо
соблюдать посадочные допуски (H7/g6 или аналогичные)
проверять геометрию посадочных поверхностей
попадание влаги
работа в агрессивной среде
отсутствие защитной смазки
конденсат при перепадах температуры
питтинг
разрушение дорожек
увеличение шума и вибрации
применять коррозионно-стойкие смазки
устанавливать герметичные подшипники (2RS, ZZ)
контролировать влажность среды
выполнять регулярное обслуживание
Актуально для электродвигателей и оборудования с частотными приводами.
прохождение блуждающих токов через подшипник
отсутствие изоляции валов
точечные прожоги
характерный «шум песка»
разрушение дорожек качения
использовать изолированные подшипники (Insocoat, Hybrid)
применять заземляющие щётки на валу
уменьшать высокочастотные токи в системе
неправильная балансировка
ослабленные крепления
износ механических узлов
разрушение смазочной плёнки
усталостное разрушение
регулярные измерения вибродиагностики
балансировка валов и роторов
своевременная замена изношенных деталей

шариковый подшипник ставят туда, где требуется роликовый
обычный подшипник ставят в высокотемпературную среду
подшипник без уплотнений используют во влажной зоне
анализ условий эксплуатации
консультация с инженерами по подбору
использование каталогов SKF, FAG, NSK, NTN
Большинство отказов подшипников возникает не из-за их качества, а из-за ошибок эксплуатации: неправильной смазки, загрязнений, перегрузок, вибраций и ошибок монтажа. При грамотном обслуживании ресурс подшипника увеличивается в 3–5 раз, а уровень аварий оборудования существенно снижается.